Цепи.
Цепь – твердое гибкое тело, состоящее из ряда последовательно соединенных звеньев. Широкое распространение цепи получили в машиностроении, где отличаются большим разнообразием: приводные, грузовые и тяговые. Приводные цепи, применяемые в виде бесконечных цепей в цепных передачах, обычно выполняются пластинчато-зубчатыми, втулочно-роликовыми, однорядными, многорядными, с изогнутыми пластинками, втулочными, блочными, а также фасоннозвенными.
Грузовые цепи, применяемые в грузоподъёмных машинах и устройствах вообще для подвески и подъема грузов, бывают пластинчатыми шарнирными или круглозвенными сварными. Тяговые цепи, служащие тяговым органом в конвейерах, эскалаторах, подъёмных и других транспортирующих машинах, выполняются безвтулочными (для тяжелых работ), втулочными, фасоннозвенными, круглозвенными со специальными звеньями для крепления рабочих органов и карданными.
Тяговые цепи отличаются наибольшим шагом – до 1400 мм, шаг грузовых цепей доходит до 140 мм, а приводных цепей обычно лежит в пределе 10-300 мм, в отдельных случаях значительно ниже. Шагом цепи называют расстояние между параллельными осями двух смежных звеньев, измеренное при натяжении цепи без зазоров.
Наиболее распространенными являются втулочно-роликовые цепи, состоящие из наружных и внутренних звеньев, шарнирно соединенных с помощью валиков и роликов. Основное достоинство таких цепей – равномерное распределение действующих нагрузок по всей опорной поверхности соприкасания валика с втулкой. Зубчатые цепи состоят из набора шарнирно соединенных зубообразных пластин; отличаются плавностью работы (без толчков и вибраций) и поэтому часто называются бесшумными. К другим достоинствам зубчатых цепей относится высокий КПД, допустимость высоких скоростей (до 50 м/с), эластичность и компактность. Недостаток их – высокая стоимость и сложность изготовления. Фасоннозвенные цепи состоят из литых звеньев и применяются при небольших скоростях.
|